83 477 человек
стали пользователями нового Личного кабинета
Прирост за неделю 1 807 человек
Плати на сайте и получи подарок!
SMS-сервис
Тарифы для населения
Счет оплаты электроэнергии
Региональный штаб по работе с потребителями
Что нужно знать о коррупции
Отзывы потребителей
Анкета по оценке качества обслуживания
Пошаговая памятка по оплате в Сбербанке Онлайне


Генеральный директор ПАО «Самараэнерго» рассказал, как гарантирующий поставщик работает с потребителями

28.05.2019
В преддверии годового собрания акционеров генеральный директор ПАО «Самараэнерго» Олег Дербенев дал газете «Самарское обозрение» эксклюзивное интервью, в котором рассказал о реализации текущих проектов, работе с клиентами и модернизации развития компании.

- Как можно оценить основные итоги работы компании за 2018 год?

- Оценивать успешность нашей работы можно с разных ракурсов. Например, акционеры и инвестиционные аналитики изучают нас по финансовой отчетности, министерство энергетики – по наличию решений совместных задач, неплательщики - по нашим действиям по взысканию долгов. Депутаты Самарской Губернской думы в последние два месяца, например, были очень заинтересованы изучением нашей программы установки потребителям автоматической системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). Они провели выездное совещание в офисе нашей компании в апреле и приглашали нас на заседание комитета по ТЭК в Губдуму 20 мая.

- Чем обусловлено такое внимание депутатов к этой теме?

- АСКЭУ – это элемент «цифровизации», будущих «Умных городов». В советские и постсоветские времена мы записывали карандашом показания электросчетчиков, шли в кассу, стояли в очереди, оплачивали квитанции. Теперь мы внедряем электросчетчик, который сам передает показания в энергокомпанию. Кроме того, по программе АСКУЭ потребитель получает двухтарифный прибор, который позволяет экономить за счет пониженного ночного тарифа. Наконец, программа интересна еще и тем, что старые счетчики меняются на новые совершенно бесплатно. 

- Кто же тогда оплачивает установку?

- Финансирование идет из общего тарифа многоквартирного дома. Это вызывает удивление у абонентов, которым мы устанавливаем автоматические счетчики, но это так. А если человек или управляющая компания «химичат» с учетом электроэнергии, то мы встречаем сопротивление при обсуждении замены счетчиков, но в основном нам рады и потребители, и коммунальные организации. 

-Но при этом инвестиции осуществляются и со стороны вашей компанией? Сколько вы уже вложили в ходе внедрения в регионе автоматической системы коммерческого учета электроэнергии? И какого охвата населения добились к настоящему моменту?

- В последние пять лет в этот проект инвестировано около 1,116 млрд рублей, автоматические приборы учета установлены примерно в 5 тыс. домах жителей Самарской области. Это 24% от всех наших потребителей или 172 тысячи домохозяйств в 14 населенных пунктах. В 2019 году мы активно устанавливаем АСКУЭ в Сызрани и Волжском районе Самары.

- А в самой Самаре?

- Самара - не наша зона ответственности, но и без областной столицы нам хватает работы. В ближайшие три года в программу установки АСКУЭ по области планируется вложить еще около 2,5 млрд рублей. Федеральный закон №522-ФЗ, связанный с порядком внедрения в России интеллектуальных систем учета электроэнергии, обязывает нас это делать. Но АСКУЭ - не единственная программа модернизации и развития дистанционных сервисов для наших потребителей. У клиентов есть возможность взаимодействовать с нами через мобильный личный кабинет на сайте «Самараэнерго», пользоваться смс-сообщениями со смартфонов на короткий номер 1163.  Недавно мы даже «приняли на работу» голосового чат-бота Юлю из Ростелекома. Юле можно продиктовать показания счетчика, а искусственный интеллект переведет речь в цифры и подготовит квитанцию для оплаты. Также мы сделали большой шаг навстречу нашим клиентам - юридическим лицам, внедрив электронный обмен первичными документами (счетами-фактурами, актами).

- На ваш взгляд, цифровизация – это больше стремление не отстать от федеральных трендов или борьба за платежи в не самой простой экономической ситуации?

- Уровень платежей населения сейчас составляет около 99%. Да, иногда нам приходится приостанавливать злостным неплательщикам энергоснабжение, но нужно понимать, что «Самараэнерго» само находится в цепочке из большого числа энергокомпаний. Вы платите деньги за электричество нам, мы отдаем их компаниям, которые обслуживают электросети, а также платим производителям энергии. Затем владельцы ТЭЦ рассчитываются за топливо с газовиками, которые работают на месторождениях. Следует понимать, что платежная дисциплина – это часть стратегии энергобезопасности страны.

- А если у должника форс-мажор?

- Поймите, у нас нет цели – отключить подачу электроэнергии. Нам нужно прямо противоположное - сохранить клиента и получить от него оплату за полученные услуги. Если у человека форс-мажор, он может самостоятельно обратиться к нам за рассрочкой по оплате задолженности. Как правило, рассрочка дается на 6-12 месяцев. Заключение соглашения позволяет избежать отключения электроэнергии за долги и не доводить дело до суда. Иногда мы идем навстречу и промышленным предприятиям. Если нам честно говорят о временных трудностях, мы вместе определяем путь урегулирования ситуации. В Самарской области есть несколько десятков предприятий, которые могли от нас получить иск о банкротстве, а получили рассрочку и сейчас являются законопослушными плательщиками. Соответственно, у них сохранены рабочие места, а мы не потеряли клиента. Но, увы, в целом объем подачи энергии промышленному сектору в регионе несколько снижается, и процент оплаты среди юридических лиц хуже – он составляет 98%. Среди самых злостных неплательщиков могу назвать Самарский подшипниковый завод (ОАО СПЗ), ЖЭ(К)О №8 (г. Самара), филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЦВО), ООО «ГУЖФ», ОП «Приволжское», ООО «УК «Центр», АО «Водоканал» (Нефтегорск), МУП «Водоснабжение» (Красноармейск), ООО «Сызраньводоканал».

- Может быть, дело не только в кризисе, но и в том, что от вас уходят к альтернативным поставщикам энергии?

- Конкуренция действительно нарастает, появляются фирмы, которые обещают предприятиям более дешевую энергию с оптового рынка, минуя нас. Некоторые из таких «беглецов» уже попробовали работать по альтернативным схемам, «обожглись» на сотни миллионов рублей и вернулись к нам. Другие на своем опыте узнали, что относительно прошлого года энергия на оптовом рынке подорожала в среднем 11%. «Самараэнерго» не может влиять на федеральное ценообразование, но с нами работать спокойнее, чем самостоятельно заниматься энерготрейдингом. Тем, кто не может оплачивать энергию в комфортном режиме, сотрудничая с нами, тем более нечего делать на оптовом рынке.  

- Решен ли вопрос по оплате долгов за электроэнергию, накопившихся в ходе строительства стадиона «Самара Арена»?

- Нет. Этот вопрос не урегулирован. Фирма-застройщик ПСО «Казань» до сих пор не погасила долги за электроэнергию. В настоящее время сумма долга составляет около 30 млн рублей.

- Меняется ли ситуация с тарифами в связи с вводом солнечной электростанции в регионе?

- В целом новые способы производства энергии экологичны, но их доля в общем объеме выработке крайне мала, например, в «Самараэнерго» она ограничивается лишь 0,09%. И на тарифе для жителей региона это пока никак не отразилось. 

- Какие приоритетные задачи стоят перед вашей компанией в 2019 году, и за счет чего они будут выполняться? 

- В текущем и в последующие годы мы продолжим проводить технологическую модернизацию компании, создавать комфортные условия сотрудничества с добросовестными клиентами и вести более жесткую работу с неплательщиками. Неплатежи негативно сказываются на фонде ремонта городской инфраструктуры региона. Они вредят всем: энергетикам, власти, населению. Поэтому эту проблему нужно решать.

Министерство энергетики РФ
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
ЗАО «Самарская сетевая компания»
Филиал ПАО «МРСК Волги» - «Самарские распределительные сети»
Администратор торговой системы