76 543 человека
стали пользователями Личного кабинета
Прирост за неделю 324 человека
Мы перешли на электронный документооборот
SMS-сервис
Тарифы для населения
Счет оплаты электроэнергии
Региональный штаб по работе с потребителями
Отзывы потребителей
Анкета по оценке качества обслуживания
Пошаговая памятка по оплате в Сбербанке Онлайне


Александр Лепский: «Оптовый рынок предъявляет более жесткие требованияк нам»

13.12.2007

Электроэнергетика уже почти два года работает в новых условиях. Сбытовые компании выделяют ряд проблем, с которыми они столкнулись при формировании оптового и розничного рынков электроэнергии. Об итогах сбытовой деятельности ОАО "Самараэнерго" в уходящем году, о том, что удалось сделать в сложный период реформирования электроэнергетики и какие вопросы еще предстоит решить, рассказал заместитель генерального директора по сбыту ОАО "Самараэнерго" Александр Лепский.

 

- Сейчас для компании фактически заканчивается второй год работы в новых условиях. Каковы его предварительные итоги? Сложился ли уже розничный рынок электроэнергии?

- По итогам работы за 10 месяцев выполнение плана составило 95,5%. Если взять объем годовой реализации, то за этот же период мы реализовали электроэнергии на 20,6 млрд рублей, а собрали 20,3 млрд. Такие показатели говорят, что "Самараэнерго" является состоявшейся компанией, которая в сложный период реформирования электроэнергетики оказалась очень живучей. Мы продолжили традиции самарской энергетики. Сейчас "Самараэнерго", по оценке специалистов НП АТС, входит в десятку лучших сбытовых компаний и в рейтинге 59 гарантирующих поставщиков занимает 6-е место. Предприятие обеспечивает всех потребителей энергии Самарской области и является единственным в области гарантирующим поставщиком, то есть имеет право работать на оптовом рынке электроэнергии. Кроме нас есть другие гарантирующие поставщики, но они не работают на оптовом рынке. По большому счету они занимаются перепродажей электроэнергии, закупая ее у нас. Поэтому пока говорить об особой конкуренции и каких-то новых условиях работы не приходится.

- Есть ли у этих компаний перспективы выхода на оптовый рынок?

- Чтобы стать участником оптового рынка, они должны направить заявление в НП АТС, обзавестись автоматизированной системой учета электроэнергии (АСКУЭ). Это основные условия. У большинства предприятий таких систем нет, или они учитывают только часть объема потребления.

- Насколько сложно внедрить такую систему?

- Система учета весьма дорогая. Ее стоимость составляет от 9 млн рублей и выше.

- В чем суть правил розничного рынка?

- Правила розничного рынка электроэнергии в первую очередь диктуют потребителям жесткие требования по планированию электропотребления. Мы заявляем на оптовом рынке электроэнергии определенный объем необходимой потребляемой мощности. Чем точнее прогноз потребления, тем меньше потребитель тратит на электроэнергию, при этом исключается возможность незапланированных затрат на покупку электроэнергии по высоким ценам. Я как специалист могу сказать, что сделать это без автоматизированной системы учета предприятиям невозможно. Спроектировать свое производство и спланировать потребление так, чтобы получать каждый час ровно столько, сколько это необходимо, очень сложно. Влияют факторы времени, погоды, сырья, поставщиков. Факторов много, и один из них может подвести.

- Какова схема покупки электроэнергии на оптовом рынке?

- Мы покупаем ее по предоплате. Каждые 7 дней "Самараэнерго" перечисляет денежные средства на оптовый рынок, после чего реализует электроэнергию на розничном рынке. Любая другая компания, попав на оптовый рынок, таким же образом должна купить электроэнергию, а потом реализовать ее. Но что получается сегодня? Сегодня крупные перепродавцы - гарантирующие поставщики - покупают электроэнергию у нас, но не по предоплате, а в соответствии с заключенным договором. С учетом того, что некоторые компании не спешат платить за электроэнергию, о каком рынке можно говорить?

Что грозит нам в случае неоплаты электроэнергии на оптовом рынке? Если сбытовая организация или гарантирующий поставщик имеет задолженность по оплате в размере двух расчетных периодов, то ее отлучают от рынка, и больше она никогда в жизни туда не попадет. Стоит один раз не заплатить, и вся деятельность на оптовом рынке прекращается. Сегодня же у наших контрагентов есть возможность покупать электроэнергию у "Самараэнерго" и позволять себе неплатежи. Считаю, что это нонсенс.

Чтобы быть участником оптового рынка, надо четко понимать, что условия поставки электроэнергии очень жесткие, и никто не гарантирует, что при формировании цены на оптовом рынке розничный тариф будет снижаться. Опыт показывает, что из месяца в месяц в сфере свободной торговли тарифы растут. Поэтому попадание на оптовый рынок не означает, что предприятие сэкономит.

- Тем не менее сбытовые компании пытаются выйти на рынок?

- Мы коммерческая организация и, безусловно, заинтересованы в сохранении своего поля деятельности. Потеря потребителя влечет снижение выручки, уменьшение численности персонала и т.д. Мы, наоборот, хотим увеличивать объем прямой поставки электроэнергии своим потребителям, и не только тем, кто находится в границах зоны нашей деятельности. В соответствии с правилами розничного рынка, если потребитель уходит от одного гарантирующего поставщика к другому, то этот потребитель обязан возместить все выпадающие доходы. Потому что, когда регулировали тарифы, их закладывали на весь год.

- Такие случаи уже были?

- Пока проведение конкурсов на право быть гарантирующим поставщиком в Самарской области отложено, потому что правила их проведения правительством России не определены. Проект правил направлен во все сбытовые организации. Есть много замечаний, которые мы направили в Москву. Судя по публикациям в печати, вопрос отложен до 2010 года.

- Будет ли проходить конкурс на определение гарантирующих поставщиков в Самарской области в 2008 году?

- В последнем журнале "Энергорынок" опубликована статья "Конкурс гарантирующих поставщиков. А зачем?". В ней описываются требования к сбытовым компаниям, претендующим на статус гарантирующего поставщика. В проекте правил основным пунктом, определяющим статус ГП, предусматривалась наименьшая сбытовая надбавка. Проще сказать, преимущество за той организацией, которая предложит наименьшую стоимость электроэнергии. Однако у кого-то есть штат, оборудование, программное обеспечение и т.д., а у кого-то нет ничего. Этот последний предлагает наименьшую цену и по правилам получает преимущество. Получив статус ГП, эта компания должна приступить к выполнению функций гарантирующего поставщика. Не имея штата, опыта работы на оптовом рынке и программного обеспечения, новоиспеченный гарантирующий поставщик не сможет обеспечить поставки электроэнергии в регион. А опытный гарантирующий поставщик, работавший до него, обязан будет завершить договоры энергоснабжения с потребителями и передать их этому новому ГП. Сами посудите, как новый гарантирующий поставщик будет работать, если у него ничего нет? Вот это и было прописано в этих правилах. Этому не дали ход, документ был отправлен на доработку. С моей точки зрения, должна учитываться не только сбытовая надбавка, но и наличие готовой инфраструктуры.

- Есть ли в энергетике понятие качества поставляемого продукта?

- К нам поступает много заявлений от граждан, особенно из сельской местности, когда идут колебания напряжения. Допустим, вместо 220 вольт подается 160. Бываю случаи, когда выходит из строя бытовая техника. Здесь есть противоречия законодательства, которое разделило энергетику на виды деятельности. Договор по энергоснабжению заключен между нами и гражданами, ответственность по договору несем перед потребителем мы. Услугу по поставке электроэнергии оказывает сетевая компания, с которой у нас также оформлены договорные отношения. Сетевики несут ответственность за режим работы сетей и поставку электроэнергии. Выходит, что изначально затраты несет "Самараэнерго", возмещая потребителю выход из строя техники, и только потом сетевая компания. Получается замкнутый круг. Получая претензию, мы можем согласиться с ней или нет. Для этого делается запрос в сетевую компанию. Она сообщает, что в данный момент у них в сетях нарушений электроснабжения не было. В данном случае необходимо привлекать суд или третью сторону в лице "Ростехнадзора".

- С кем сегодня у вас складываются сложные отношения по оплате электроэнергии?

- Задолженность потребителей Самарской области за полученную от ОАО "Самараэнерго" электроэнергию составляет 690 млн рублей. Из промышленных предприятий задолhженность у "Моторостроителя" - 31,1 млн рублей с начала этого года, СНТК им. Кузнецова - 30,1 млн рублей, "Коммунара" - 2,07 млн рублей. Во время своего визита в Самару первый вице-премьер Сергей Иванов заявил, что с казенными предприятиями государство расплатилось, но пока денег от "Коммунара" мы не получили. В то же время предприятия сельского хозяйства, как показал уходящий год, сработали без долгов. Если в том году задолженность перед "Самараэнерго" у сельхозпроизводителей составляла 88 млн рублей, и мы об этом неоднократно говорили на выездных совещаниях с руководителями сельхозпредприятий, то в этом году задолженности нет.

- Как вы выходите из положения, чтобы не опоздать с оплатой на оптовом рынке?

- Каждые 7 дней "Самараэнерго" оформляет кредит. Если раньше банки нам предоставляли ставки по кредитам до 8%, то сейчас они поднялись почти до 11%. Сегодня получается так, что по закону оптовый рынок предъявляет к нам более жесткие требования, чем розничный.

 

Самарское обозрение 6.12.2007// Василий Лямин


Министерство энергетики РФ
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
ЗАО «Самарская сетевая компания»
Филиал ПАО «МРСК Волги» - «Самарские распределительные сети»
Администратор торговой системы